Важные годы

Прочитала «Важные годы: Почему не стоит откладывать жизнь на потом» Мэг Джей.
Мэг Джей – доктор наук, психолог, которая много лет работала именно с молодежью и смогла, объединив свои знания из практики и научные данные, дать конкретные рекомендации для своих молодых читателей.

Научность

Т.к. это книга из разряда мотивирующих, я ожидала увидеть что-то вроде постоянных призывов браться за дело и вдохновляющие пинки.

Книга оказалась куда глубже, хотя она, без сомнения, сводится к пинкам и призывам. Но это не абстрактное «давай, ты сможешь». По правде сказать, тут даже и нет этого «ты сможешь»: здесь преимущественно «давай», а также детальные объяснения того, почему это надо делать ПРЯМО СЕЙЧАС, а не когда-нибудь потом. И это объяснения со ссылками на соответствующие научные исследования, статистические данные и практику.

Книга ориентирована только на молодежь?

Да, она написана, я бы сказала, исключительно для молодых людей в возрасте от 18 до 30.

Мне 28 и мне уже было не очень комфортно ее читать, т.к. мне казалось, что я уже упустила что-то важное (но, справедливости ради, не по моей вине) и каждая ее страница – еще одна галочка в моем бесконечном списке «не смогла».

Тем не менее, поскольку эта книга – не просто «давай, вперед», а некий информационно-консультационный сборник, ее было бы .. не то чтобы полезно, но .. познавательно прочитать вообще всем. Пусть это прозвучит несуразно громко, но в книге описывается «как всё устроено» и «как всё работает» в мире применительно к периоду 20-30 лет и его последующей роли в жизни человека.

«Больше всего на свете я боялся стать таким, как все. Думаю, теперь я могу сказать, что открыл для себя ценность обычной жизни. Наконец-то я понял, почему все люди живут именно так (или как минимум начинают так свою жизнь): потому что так устроен этот мир.»

Какие аспекты жизни 20-30 освещены в книге?

Книга состоит из трех глав: Работа, Любовь, Разум и тело (тут речь о рождении детей и о развитии мозга).

В главе про карьеру меня очень впечатлили данные о слабых и сильных связях. Это тема безумно интересна сама по себе, я бы с радостью прочитала отдельную книгу об этом. Применительно к карьере Мэг Джей пишет, что именно слабые (случайные, непохожие на вас люди), а не сильные связи (тесный круг общения, единомышленники) во многих случаях помогают молодым людям найти работу.

Сильные связи кажутся нам удобными и хорошо знакомыми, но, кроме поддержки, им нечего нам предложить. Как правило, люди, с которыми у нас формируются тесные отношения, слишком похожи друг на друга (даже в том, что они остановились на одном уровне развития), чтобы предложить нечто большее, чем сострадание. Зачастую они располагают той же информацией о работе или отношениях, что и мы сами.

Слабые связи носят совсем другой характер… Поскольку они не принадлежат к замкнутому кластеру наших близких друзей и знакомых, они открывают нам доступ к чему-то новому. У них есть опыт, которого нет у нас. Они знают людей, с которыми мы не знакомы. Слабые связи напоминают мост, конца которого не видно, а значит, неизвестно, куда он может привести.

В главе про семью много внимания уделено тому, чем плохо сожительство. Я практиковала его дважды и мне казалось, что это практически идеальный формат для тех, кто не готов к официальному браку. Оказалось, что гражданский брак таит множество неочевидных подводных камней, которыми и объясняется большой процент разводов среди пар, которые до вступления в брак жили какое-то количество лет вместе. На первый взгляд такая статистика кажется нелогичной, однако в книге объясняется, почему так происходит. Помимо того, что гражданский брак – это вырезанное время из нашей жизни для поиска «настоящего партнера», с которым мы хотели бы провести вместе всю жизнь, Мэг Джей пишет о таком явлении как «замыкание»:

Очень часто молодые люди двадцати с лишним лет решают жить вместе со своими партнерами, считая, что это дешевле и не несет никакого риска. Однако через несколько месяцев или лет они осознают, что не могут разорвать этот порочный круг.

Замыкание – это ситуация, когда выбор одного варианта существенно сокращает вероятность выбора другого после того, как уже сделаны инвестиции во что-то. Даже минимальная инвестиция способна повлечь за собой замыкание, особенно если предстоит понести затраты на переход.

Когда мы делаем первоначальные инвестиции во что-то, затраты на изменение ситуации кажутся нам гипотетическими и отдаленными во времени, поэтому мы склонны недооценивать их. Проблема в том, что, когда время действительно приходит, затраты на переход кажутся нам более существенными, чем раньше.

«… У нас была мебель, – сказала Дженнифер. – Были общие собаки, одни и те же друзья. У нас выработался свой порядок проведения выходных. Из-за всего этого нам было очень, очень трудно расстаться… Будучи подростком, я осуждала маму за то, что она так долго оставалась с моим отцом, хотя они и не были счастливы вместе. Теперь же я гораздо лучше понимаю ее. Не так легко порвать отношения даже с человеком, с которым просто живешь вместе. А ведь ей надо было думать о двух детях».

В главе про рождение детей развенчивается популярный миф о легкости родить ребенка после 30 и 40 лет. Новости из СМИ играют с нами злую шутку: как, вопреки статистике, множество людей боится летать, но не боится автомобильных поездок, так и многие девушки думают, что родить после 30/35/40 легко, прочитав пару статей о родивших знаменитостях или услышав историю о том, как чья-то подруга забеременела в 40. За пределами нашего внимания остается количество случаев, когда женщины НЕ смогли этого сделать, либо же информация о том, ценой каких усилий был достигнут успех. (Упоминается, кстати, снижение репродуктивных способностей не только женщин, но и мужчин).

Еще в той же главе меня поразила мысль – почему-то она мне не приходила в голову – что позднее рождение создает разрыв между поколениями, и дети лишаются драгоценных мгновений, проведенных со своими бабушками и дедушками.

Авторка хочет, чтобы я был как все??

В какой-то степени – да, и это то, что меня напрягало при чтении.

В первой главе все подталкиваются к вдумчивому построению карьеры и упорной работе ради будущего роста, во второй – к осознанному выбору мужа/жены и вступлению в брак, в третьей – к рождению детей, и всё это до 30 лет.

Мэг Джей как бы исходит из того, что эти три составляющие – залог успешной и счастливой жизни для представителя рода человеческого, и, если оперировать большими цифрами, она права – а такие книги обычно ориентированы на большинство.

Однако, я думаю, что книгу будет полезно прочитать даже тем, кто не согласен с большинством по всем трем составляющим. Возьмем, например, рождение детей: книга не заставляет вас идти и рожать ребенка до 30 лет.
Но то, как освещается эта тема, заставит вас задать себе вопрос «хочу ли я детей?» –

  • и если вы уверены, что нет, вы не хотите детей ни сейчас, ни потом – всё в порядке, не рожайте детей ни до 30, ни после.
  • Но если вы отвечаете «ну вообще-то да, хочу, но не сейчас, когда-нибудь потом, я еще слишком молода и хочу развлекаться» – то вам будет над чем поразмыслить в третьей главе.

Окончательное решение всегда за вами! Просто примите к сведению предложенные данные.
То есть книга не заставляет вас иметь ценности как у большинства и следовать чужим целям. Но она позволяет сделать выбор более осознанным. Причем сделать его сейчас и следовать ему, а не отложить решение этих вопросов на «после 30-ти». Откладывание решения на «когда-нибудь потом» – вот основное «зло» по Мэг Джей:

Мы считаем, что, избегая принятия решений в настоящий момент, мы оставляем возможности открытыми, но отказ сделать выбор – это тоже выбор.
Когда мы оставляем все на потом, после тридцати на наши плечи ложится огромный груз: нам нужно в чем-то добиться успеха, жениться или выйти замуж, выбрать город для проживания, заработать деньги, купить дом, получить удовольствие от жизни, поступить в университет, основать бизнес, добиться продвижения по службе, накопить денег на учебу и пенсию, родить двоих или троих детей – и все это в очень сжатые сроки. Многие из этих задач просто несовместимы; кроме того, как показывают последние исследования, после тридцати гораздо труднее заниматься всем этим одновременно.

Бонус: выступление Мэг Джей на TED (можно включить русские сабы): 

Оставьте комментарий